14 января 2019 года в МБОУ «СОШ №24» г.Чебоксары состоялся круглый стол на тему «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие формирования и развития метапредметных компетенций».
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС НОО и ООО, в которых подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что умение читать – одно из важных универсальных учебных действий. В связи с этим педагоги поделились с коллегами опытом работы в области формирования навыков смыслового чтения на различных уроках.
В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтения других источников информации. К чему приводит компьютерная зависимость и почему таким детям крайне необходима мотивация в обучении? Эти и другие вопросы затронула в своем выступлении заместитель директора Пичужкина Г.Н. Опираясь на примеры из личного опыта работы с младшими школьниками, Галина Николаевна познакомила педагогов с основными стратегиями смыслового чтения.
Заместитель директора Егорова А.В. в своём выступлении остановилась на критериях оценки уровня сформированности смыслового чтения. Целью работы учителя-предметника становится научить ребёнка добывать информацию, понять её, проанализировать, определить достоверность прочитанной информации, сравнивая с ранее полученными знаниями и личным опытом, высказывать оценочные суждения или свою личную точку зрения о прочитанном тексте. Альбина Всеволодовна обратила внимание учителей на то, что при смысловом чтении происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, то есть осуществляется процесс интерпретации текста любой разновидности.
Учитель русского языка и литературы Михайлова Е.М. считает, что без понимания текста невозможна качественная подготовка к экзаменационным испытаниям как по русскому языку и литературе, так и по другим дисциплинам. Елена Михайловна поделилась с коллегами опытом работы по развитию оценочного чтения в старших классах.
По мнению учителя начальных классов Шоркиной Е.Н., чтение является важнейшим средством социализации учеников. В процессе работы над этой проблемой Елена Николаевна пришла к выводу, что решающее влияние на качество обучения оказывает досуговое чтение.
В целях формирования читательской культуры библиотекарь Морелёва В.А. тесно сотрудничает с начальной школой. Валентина Афанасьевна рассказала, каким авторам ребята отдают предпочтение и как читательские конференции способствуют расширению кругозора детей.
Подводя итоги работы круглого стола, директор школы Иванова Л.А. отметила, что читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня и развитию смыслового чтения должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации.